Авторские сочинения. Русский язык и литература

Характер основного конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума».

Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию «Горе от ума».

«Горе от ума» — социально- политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии показан процесс отхода передовой части дворянства от костной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить развитие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).

Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что «учиться надо, на старших глядя», уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное – быть богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович:

Вот пример:

 

Покойник был почтенный камергер,

С ключом и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался, все о нем прискорбно поминают:

Кузьма Петрович! Мир ему!-

Что за тузы в Москве живут и умирают!…

 

Образ Чацкого, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель передовых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени. В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу.

Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов — воспитатель Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия:

 

Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

 

На что Чацкий бросает:

 

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

 

Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.

 

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя! —

 

раздался военный клич Фамусова. А в ответ — монолог Чацкого «А судьи кто?». В этом монологе Чацкий клеймит «прошедшего житья подлейшие черты».

Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные персонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.

Сплетни растут, как «снежный ком». В столкновении с этим миром показана социальная интрига пьесы.

Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига — любовная. И.А. Гончаров писал : «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье «. Именно непонятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к раздражению, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий мучается, не понимая, кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становится по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невыносимым, колким. Софья, раздраженная репликами Чацкого, оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н упоминает о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантастические, гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная, подтверждает этот слух жарким монологом «Французик из Бордо», который он произносит в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка обоих конфликтов: Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин. Тайна раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца.

 

Ах! Как игру судьбы постичь?

Людей с душой гонительница, бич!-

Молчалины блаженствуют на свете!-

 

говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида жжет. Он порывает с Софьей:

Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.

И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу:

 

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет…

 

Чацкий уезжает. Но кто он — победитель или побежденный? Наиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва».

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
Популярные записи
  • Сочинение по тексту В.Б.Ч... Музыка всегда играла и играет важную роль в жизни людей... 43.7k просмотра | 0 комментариев | опубликовано 20 мая, 2019
  • Сочинение по тексту М.Л... Может ли человек руководствоваться в жизни только личны... 38.1k просмотр | 0 комментариев | опубликовано 20 мая, 2019
  • Сочинение по тексту Б.Д.С... Война… Во все времена она приносила  и приносит человеч... 37k просмотра | 0 комментариев | опубликовано 21 мая, 2019
  • Сочинение по тексту В.С.Р... Во все времена существовали два мира: мир взрослых и ми... 31.9k просмотра | 0 комментариев | опубликовано 20 мая, 2019
  • Сочинение по тексту А.Гри... В чем заключается настоящее счастье? Есть ли оно на сам... 25.8k просмотров | 0 комментариев | опубликовано 7 апреля, 2020
Последние записи
  • Сочинение по тексту Л.Жуховицкого о телевидении(вариант №14, Сенина Н.А., 2013)

    Телевизор, да зачастую еще и не один, как правило, обязательно присутствует в каждом доме. Маленькие дети смотрят мультики, папы – спортивные передачи, бабушки – сериалы и т.д Но мало кто задумывается о том, как влияет телевидение на человека и его здоровье. Именно эта социальная проблема поставлена Леонидом Ароновичем Жуховицким в …
  • Сочинение по тексту М.Шагинян(вариант №12, Н.А Сенина)

    Как много написано в мире книг о том, как научиться правильно читать! С самых первых лет учебы в школе нас учили читать и понимать прочитанное: учили быстрому чтению, пересказу, выделению главного в прочитанном, созданию собственного текста на основе прочитанного…И все же, несмотря на усилия учителей, мы все абсолютно по-разному относимся …
  • Сочинение по тексту С.Соловейчика( вариант №16, Сенина Н.А.,2013)

    Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг? (C.Михалков) С той поры, как были изобретены книги, прошло много столетий. Несмотря на то, что многое изменилось в жизни (изобретены кино, радио, телевидение, компьютеры) у людей появилась возможность читать или слушать электронные книги), книги продолжают жить своей жизнью. РЕКЛАМА