Авторские сочинения. Русский язык и литература

О глаголах в русском языке

По мнению лингвистов, глаголы в русском языке являются самой сложной и одновременно самой емкой и выразительной частью речи. С помощью глаголов можно описывать жизнь, окружающую действительность в движении. Если глаголы подобраны правильно, то текст оживает. Эта истина известна с древности.
Как используется это свойство глаголов в нашем языке? Очень просто. Например, в официально-деловом стиле употребление глаголов сведено до минимума. На каждую тысячу слов всего 60.(Сравните: в научном их 90 на тысячу, а в художественном – 151.)В официально-деловой речи преобладают отглагольные существительные, а не глаголы. Этот стиль статичен.
В научном стиле глаголов больше в полтора раза, и это в основном глаголы с отвлеченным значением: быть, казаться, иметь и др.
В публицистическом стиле все зависит от характера, формы изложения: иногда употребление сводится до минимума, а иногда становится определяющей чертой, к примеру, в репортажах.


В художественной речи функции глагола разнообразны. К тому же в русском языке много метафор. Потому одно и то же слово может быть заменено различными синонимами. Тут многое зависит от мастерства писателя. Часто глаголы говорения в диалогах могут быть заменены другими, обозначающими, допустим, действия, которые сопровождают речь. Запомнился пример из одного учебника: «Как!» — вспыхнула Дуня.(Это из Достоевского)Сравните:Дуня смутилась, покраснела и сказала: «Как!»


Если говорить о метафорах, то тут есть еще такая особенность. Вообще глаголы русского языка часто довольно просто заменить субстантивной конструкцией: покраснеть — стать красным, любить – относиться с любовью. Но «оживляют» метафоры только глаголы. Можно поучиться выбору глагольных метафор у разных поэтов прошлого, например, у Кольцова:
Почернел ты весь,
Затуманился…
Одичал, замолк…
Только в непогодь
Воешь жалобу
На безвременье.
В данном примере наглядно видно, что глаголы также служат и средством олицетворения.
Конечно, глагол – не единственное средство речевой выразительности, оживляющее художественную речь, многие писатели используют иные средства (вспомним того же Пушкина(«гром пушек, топот, ржанье, стон…»)…
К тому же следует учитывать и грамматические категории(время, лицо, наклонение, залог).Вот тут-то и открываются неограниченные возможности использования глаголов для полного и точного изображения действий.
В одном и том же тексте можно использовать глаголы прошедшего времени, говоря о прошлом, настоящего – указывая на факты, не связанные с временнОй протяженностью и будущего – для того чтобы назвать предстоящие действия.
Не буду анализировать, как это проявляется в других стилях, скажу только о художественной речи, где часто мир образов, созданных писателем, воплощается в художественном времени, часто не отображающем реальное время.
Все зависит от контекста. Часто настоящее время используют для изображения событий прошедших.И тогда они становятся более приближенными к читателю(есть такое выражение:»настоящее историческое»).Такое использование уместно также при описании неожиданного действия.(«Мы познакомились, разговорились… И вдруг является этот».)
Иногда бывает и наоборот. Прошедшее время используется вместо другого – настоящего или будущего.И тогда усиливается экспрессия отрывка.(«Ну, в головы ты вылезешь, — кричит отец, — мундир на тебя, дубину, наденут. Надел ты, дурак, мундир, нацепил медали… А потом что?» (Усп.))
Или же вот: в значении будущего с презрительным отрицанием: «Так я и пошла за него!» (в смысле, ни за что не пойду за него замуж.)
Ой, ребята, меня куда-то понесло…Это такая необъятная тема, что остановиться просто невозможно. А ведь хотелось написать кратко и понятно – о богатстве и возможностях русского языка. И о глаголах активного действия, типа: признаться, оценить, обворожить, приказать, хвастаться, атаковать, просить, умолять, дразнить, злить, иронизировать, провоцировать, шокировать, подстрекать, хвастаться, угрожать…О том, что говорить можно одно, думать о другом, а делать – третье!

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
Популярные сочинения
Последние записи
  • О сопричастности причастий

    «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».(М.Ломоносов) Это одна из самых трудноусваиваемых и трудноупотребляемых частей речи в русском языке. Причастие, если можно так выразиться, одно из средств обозначения признаков предметов в форме согласованного определения. Это признаки по действию, так как причастие соединяет …
  • Сочинение по тексту С.Львова (вариант №26)

    Говорят, что мужественность — понятие собирательное. Оно постоянно развивается, наполняется новым содержанием в зависимости от исторической эпохи. Если несколько десятилетий назад мужественность являлась совокупностью таких черт характера, как смелость, верность слову, сила воли, то сейчас чаще всего среди молодежи распространяется мнение, что мужественность проявляется в высокомерном отношении к сверстникам и …
  • «Евгений Онегин» — роман, в котором отразился век. (А. С. Пушкин)

    Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Роман в стихах «Евгений Онегин» писался Пушкиным около 8 лет. Это были годы настоящей творческой зрелости поэта. В 1831 году роман в стихах был окончен и …