Авторские сочинения. Русский язык и литература

О глаголах в русском языке

По мнению лингвистов, глаголы в русском языке являются самой сложной и одновременно самой емкой и выразительной частью речи. С помощью глаголов можно описывать жизнь, окружающую действительность в движении. Если глаголы подобраны правильно, то текст оживает. Эта истина известна с древности.
Как используется это свойство глаголов в нашем языке? Очень просто. Например, в официально-деловом стиле употребление глаголов сведено до минимума. На каждую тысячу слов всего 60.(Сравните: в научном их 90 на тысячу, а в художественном – 151.)В официально-деловой речи преобладают отглагольные существительные, а не глаголы. Этот стиль статичен.
В научном стиле глаголов больше в полтора раза, и это в основном глаголы с отвлеченным значением: быть, казаться, иметь и др.
В публицистическом стиле все зависит от характера, формы изложения: иногда употребление сводится до минимума, а иногда становится определяющей чертой, к примеру, в репортажах.


В художественной речи функции глагола разнообразны. К тому же в русском языке много метафор. Потому одно и то же слово может быть заменено различными синонимами. Тут многое зависит от мастерства писателя. Часто глаголы говорения в диалогах могут быть заменены другими, обозначающими, допустим, действия, которые сопровождают речь. Запомнился пример из одного учебника: «Как!» — вспыхнула Дуня.(Это из Достоевского)Сравните:Дуня смутилась, покраснела и сказала: «Как!»


Если говорить о метафорах, то тут есть еще такая особенность. Вообще глаголы русского языка часто довольно просто заменить субстантивной конструкцией: покраснеть — стать красным, любить – относиться с любовью. Но «оживляют» метафоры только глаголы. Можно поучиться выбору глагольных метафор у разных поэтов прошлого, например, у Кольцова:
Почернел ты весь,
Затуманился…
Одичал, замолк…
Только в непогодь
Воешь жалобу
На безвременье.
В данном примере наглядно видно, что глаголы также служат и средством олицетворения.
Конечно, глагол – не единственное средство речевой выразительности, оживляющее художественную речь, многие писатели используют иные средства (вспомним того же Пушкина(«гром пушек, топот, ржанье, стон…»)…
К тому же следует учитывать и грамматические категории(время, лицо, наклонение, залог).Вот тут-то и открываются неограниченные возможности использования глаголов для полного и точного изображения действий.
В одном и том же тексте можно использовать глаголы прошедшего времени, говоря о прошлом, настоящего – указывая на факты, не связанные с временнОй протяженностью и будущего – для того чтобы назвать предстоящие действия.
Не буду анализировать, как это проявляется в других стилях, скажу только о художественной речи, где часто мир образов, созданных писателем, воплощается в художественном времени, часто не отображающем реальное время.
Все зависит от контекста. Часто настоящее время используют для изображения событий прошедших.И тогда они становятся более приближенными к читателю(есть такое выражение:»настоящее историческое»).Такое использование уместно также при описании неожиданного действия.(«Мы познакомились, разговорились… И вдруг является этот».)
Иногда бывает и наоборот. Прошедшее время используется вместо другого – настоящего или будущего.И тогда усиливается экспрессия отрывка.(«Ну, в головы ты вылезешь, — кричит отец, — мундир на тебя, дубину, наденут. Надел ты, дурак, мундир, нацепил медали… А потом что?» (Усп.))
Или же вот: в значении будущего с презрительным отрицанием: «Так я и пошла за него!» (в смысле, ни за что не пойду за него замуж.)
Ой, ребята, меня куда-то понесло…Это такая необъятная тема, что остановиться просто невозможно. А ведь хотелось написать кратко и понятно – о богатстве и возможностях русского языка. И о глаголах активного действия, типа: признаться, оценить, обворожить, приказать, хвастаться, атаковать, просить, умолять, дразнить, злить, иронизировать, провоцировать, шокировать, подстрекать, хвастаться, угрожать…О том, что говорить можно одно, думать о другом, а делать – третье!

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
Test_Billboard GAM 22913292443
Последние записи
  • Созвучия

    Мне голос пел — как солнечный ручей, Скользящий вниз по камушкам в долине. — Ручей, ты чей? — кричала я. — Ничей! — В ответ мне раздавалось эхом длинным. И я ручью пыталась подпевать, Казалось даже — были мы созвучны. Так первый снег спешит зимою стать, Луна и звезды с …
  • Сочинение по тексту И.Серкова (вариант №10, Цыбулько И.П., 2013)

    Мы живем в двадцать первом веке. Общество постоянно развивается, наши предки и мечтать не могли о тех материальных благах, которые доступны современному человеку. Однако развитие науки и техники не уменьшает количества проблем в обществе, особенно это касается вопросов взаимоотношения людей, отношения их к понятиям морали и нравственности. В тексте Серкова …
  • Сочинение по тексту Ф.Соколовой(вариант №5, Сенина Н.А., 2013)

    Воспитание – это процесс формирования личности с целью подготовки человека к социально-культурной и трудовой жизни в обществе. Принято считать, что воспитанием занимаются родители, воспитатели, учителя, преподаватели. Но на самом деле, воспитанием занимаются все и каждый. Во все времена воспитание являлось нелегким делом и сопровождалось многими проблемами. Остро стоит проблема воспитания …