Авторские сочинения. Русский язык и литература

Жили-были местоименя

И опять — о русском языке.В нем есть совершенно особая часть речи, которая употребляется чаще всего в разговорном стиле. Известно утверждение ученых о местоименности разговорного языка, потому что он не требует точности, как письменный.

Почему же мы обращаемся так часто к местоимениям, когда говорим или пишем? – об этом и хочу немного поразмышлять.

Во-первых, местоимение можно всегда сопроводить в разговоре жестом, и это сокращает количество употребляемых слов.То есть — для краткости.

Во-вторых, в отличие от письменной, в устной речи не так важен порядок слов, потому что интонация всегда помогает понять то или иное высказывание. И ударение делается именно на местоимение.

А она что? Нас видела? Он как? Вернулся уже? Ты позови ее, эту самую…Иванову.

В-третьих, местоимения в устной речи употребляются в незавершенных фразах.

Он, я смотрю…того! А вы это…уверены?

В таких высказываниях с местоимениями содержится намек на продолжение, и это продолжение надо домыслить.

Местоимения очень избирательно употребляют в различных стилях речи. Одни – в официально-деловом и научном: таков, таковой, какой, иной, некто, нечто, некий; другие — в разговорном: этакий, всяческий, такой-сякой, кое-кто, кое-что, кое-какой, сколько-нибудь и др. Вместо слов этот, такой, некоторый в книжных стилях чаще используются прилагательные и причастия данный, указанный, вышеуказанный, вышепоименованный, следующий, нижеследующий, определенный, известный.

Также в произведениях книжных стилей употребительны кто-либо, что-либо, какой-либо, некоторый, а в разговорной речи чаще используются близкие к ним по значению кто-то, что-то, какой-то, какой-нибудь. Вопросительные местоимения кто, что, какой, чей, сколько чаще употребляются в разговорной речи в вопросительных предложениях.

Поскольку для книжной речи характерны сложные синтаксические конструкции, то в них чаще используются относительные местоимения.

. В художественной речи они господствуют: используются в 7 раз чаще, чем в официально-деловых бумагах, и в 3,5 раза чаще, чем в научной литературе.
Интересно, что в живой речи одни местоимения заменяются другими: вместо ЧТО – КОГО, ЧЕГО – вместо ПОЧЕМУ.

Особый интерес вызывают устаревшие местоимения. Их употребление всегда должно быть мотивировано, нельзя употреблять их без нужды, это все же есть стилистическое средство, а мы не Пушкины, это только ему разрешалось всё.

Некоторые писатели употребляли такие местоимения с целью пародии: ОНЫЙ, СЕЙ, КОЙ…
Теперь эти местоимения употребляют только как средство стилизации речи.
Далее – о художественной речи. Для чего писатель употребляет местоимения? Чтобы избежать повторений, чтобы усилить экспрессию.

Вот выразительные возможности некоторых местоимений.
Конечно, на первом месте стоят личные, затем притяжательные. Их употребляют с целью субъективизации текста, так как повествование от первого лица создает впечатление достоверности событий, приближает их к читателю. Употребленные в прямой речи местоимения создают «эффект присутствия».

А что уж говорить о поэтической речи!

Личные местоимения незаменимы в текстах, где в центре внимания оказывается сам автор или его лирический герой. Примеров полно:

Я знаю, век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.(Пушкин)

О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно — я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!..
Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!(Блок)

Блок вообще в этом плане был оригинален: 92 стихотворения начинаются местоимением я, 49-местоимением ты. Местоимения он, она, они открывают 22 стихотворения, вы — только 2. Второе место у него занимают притяжательные местоимения: мой начинает 14 стихотворений, твой — 9.

Почему поэты употребляют их так часто? Наверное, потому, что лирика – это очень личные переживания…

Да, чуть не забыла!Считается, если человек в разговорной речи часто употребляет личное местоимение Я или МОЙ, то это создает неблагоприятное впечатление, говорит о нескромности. То же самое и в письменной речи.

И еще. С местоимениями следует обращаться осторожно, чтобы не создать двусмысленности. К примеру: «Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась».
В тесте ЕГЭ есть специальные задания, требующие «видения» таких ошибок, например:

Выросло целое поколение, для которых война-история.( …поколение, для которого война-история.)
Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем им поднять культуру земледелия.( Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем колхозникам «Восхода» поднять культуру земледелия.)
Когда в институт приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки (его подготовки).
Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями (его медалями).

И так далее… Употребление местоимений в тексте иногда создает речевую избыточность: Перед своей смертью преступник покаялся (уточнение своей излишне).
Вот так небольшая группа слов, выступающих в русском языке в роли местоимений, иногда становится причиной досадных речевых ошибок, требующих пристального внимания автора и редактора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные записи
  • Сочинение по тексту В.Б.Ч... Музыка всегда играла и играет важную роль в жизни людей... 19.6k просмотра | 0 комментариев | опубликовано мая 20, 2019
  • Сочинение по тексту Б.Д.С... Война… Во все времена она приносила  и приносит человеч... 19.4k просмотра | 0 комментариев | опубликовано мая 21, 2019
  • Сочинение по тексту В.С.Р... Во все времена существовали два мира: мир взрослых и ми... 16.3k просмотр | 0 комментариев | опубликовано мая 20, 2019
  • Сочинение по тексту М.Л... Может ли человек руководствоваться в жизни только личны... 15.6k просмотров | 0 комментариев | опубликовано мая 20, 2019
  • Сочинение по тексту Е.Л.В... Может ли современный человек обходиться без телефона, к... 8.6k просмотра | 0 комментариев | опубликовано декабря 16, 2019
Последние записи
  • Сочинение по тексту В.П.Астафьева(вариант №26, Сенина Н.А.,2013)

    Проблема характера русской женщины в полной мере освещена в творчестве писателя Виктора Петровича Астафьева. В произведениях «Последний поклон», «Ода русскому огороду», «Царь-рыба», публицистике перед нами предстают образы матери писателя Лидии Ильиничны Потылициной, бабушки Катерины Петровны, матери Акима и других женщин. Писатель очень остро и чутко относился к этой проблеме еще …
  • Непостоянство

    Ручей, струясь, играет хрусталем, Горят на солнце листья, как рубины, Роняют кружево на желтый луг рябины, Весь лес молчит, охваченный огнем. Непостоянна эта тишина. Нежданно ветер налетит порывом, Подхватит лист, развеет над обрывом, И вот уж в золоте холодная волна. И я, признаться, ветреной кажусь, Когда машу рукою птичьей стае, …
  • Люблю…

    Люблю весну за обретенье Восторга, радости и света, За буйное ее цветенье, За ожиданье птиц и лета. Люблю весну за узнаванье Того, что заново родится, За слов простое врачеванье, Когда ночами плохо спится. Люблю за то, что вызов брошен, Что все вокруг пришло в движенье, Что календарь зимы изношен И …