Авторские сочинения. Русский язык и литература

Жили-были местоименя

И опять — о русском языке.В нем есть совершенно особая часть речи, которая употребляется чаще всего в разговорном стиле. Известно утверждение ученых о местоименности разговорного языка, потому что он не требует точности, как письменный.

Почему же мы обращаемся так часто к местоимениям, когда говорим или пишем? – об этом и хочу немного поразмышлять.

Во-первых, местоимение можно всегда сопроводить в разговоре жестом, и это сокращает количество употребляемых слов.То есть — для краткости.

Во-вторых, в отличие от письменной, в устной речи не так важен порядок слов, потому что интонация всегда помогает понять то или иное высказывание. И ударение делается именно на местоимение.

А она что? Нас видела? Он как? Вернулся уже? Ты позови ее, эту самую…Иванову.

В-третьих, местоимения в устной речи употребляются в незавершенных фразах.

Он, я смотрю…того! А вы это…уверены?

В таких высказываниях с местоимениями содержится намек на продолжение, и это продолжение надо домыслить.

Местоимения очень избирательно употребляют в различных стилях речи. Одни – в официально-деловом и научном: таков, таковой, какой, иной, некто, нечто, некий; другие — в разговорном: этакий, всяческий, такой-сякой, кое-кто, кое-что, кое-какой, сколько-нибудь и др. Вместо слов этот, такой, некоторый в книжных стилях чаще используются прилагательные и причастия данный, указанный, вышеуказанный, вышепоименованный, следующий, нижеследующий, определенный, известный.

Также в произведениях книжных стилей употребительны кто-либо, что-либо, какой-либо, некоторый, а в разговорной речи чаще используются близкие к ним по значению кто-то, что-то, какой-то, какой-нибудь. Вопросительные местоимения кто, что, какой, чей, сколько чаще употребляются в разговорной речи в вопросительных предложениях.

Поскольку для книжной речи характерны сложные синтаксические конструкции, то в них чаще используются относительные местоимения.

. В художественной речи они господствуют: используются в 7 раз чаще, чем в официально-деловых бумагах, и в 3,5 раза чаще, чем в научной литературе.
Интересно, что в живой речи одни местоимения заменяются другими: вместо ЧТО – КОГО, ЧЕГО – вместо ПОЧЕМУ.

Особый интерес вызывают устаревшие местоимения. Их употребление всегда должно быть мотивировано, нельзя употреблять их без нужды, это все же есть стилистическое средство, а мы не Пушкины, это только ему разрешалось всё.

Некоторые писатели употребляли такие местоимения с целью пародии: ОНЫЙ, СЕЙ, КОЙ…
Теперь эти местоимения употребляют только как средство стилизации речи.
Далее – о художественной речи. Для чего писатель употребляет местоимения? Чтобы избежать повторений, чтобы усилить экспрессию.

Вот выразительные возможности некоторых местоимений.
Конечно, на первом месте стоят личные, затем притяжательные. Их употребляют с целью субъективизации текста, так как повествование от первого лица создает впечатление достоверности событий, приближает их к читателю. Употребленные в прямой речи местоимения создают «эффект присутствия».

А что уж говорить о поэтической речи!

Личные местоимения незаменимы в текстах, где в центре внимания оказывается сам автор или его лирический герой. Примеров полно:

Я знаю, век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.(Пушкин)

О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно — я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!..
Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!(Блок)

Блок вообще в этом плане был оригинален: 92 стихотворения начинаются местоимением я, 49-местоимением ты. Местоимения он, она, они открывают 22 стихотворения, вы — только 2. Второе место у него занимают притяжательные местоимения: мой начинает 14 стихотворений, твой — 9.

Почему поэты употребляют их так часто? Наверное, потому, что лирика – это очень личные переживания…

Да, чуть не забыла!Считается, если человек в разговорной речи часто употребляет личное местоимение Я или МОЙ, то это создает неблагоприятное впечатление, говорит о нескромности. То же самое и в письменной речи.

И еще. С местоимениями следует обращаться осторожно, чтобы не создать двусмысленности. К примеру: «Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась».
В тесте ЕГЭ есть специальные задания, требующие «видения» таких ошибок, например:

Выросло целое поколение, для которых война-история.( …поколение, для которого война-история.)
Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем им поднять культуру земледелия.( Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем колхозникам «Восхода» поднять культуру земледелия.)
Когда в институт приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки (его подготовки).
Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями (его медалями).

И так далее… Употребление местоимений в тексте иногда создает речевую избыточность: Перед своей смертью преступник покаялся (уточнение своей излишне).
Вот так небольшая группа слов, выступающих в русском языке в роли местоимений, иногда становится причиной досадных речевых ошибок, требующих пристального внимания автора и редактора.

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
Test_Billboard GAM 22913292443
Последние записи
  • Сочинение по тексту Л.Лиходеева(вариант №24, Сенина Н.А, 2013)

    Писатель А. Сент-Экзюпери утверждал: «Все мы родом из детства». Действительно, каждый взрослый когда-то был ребенком. Однако с годами человек, взрослея, меняется и порой приобретает такие черты, которые мешают ему понять тех, кто еще не вырос. Проблеме сохранения детства в душе взрослого посвящен текст Леонида Лиходеева. РЕКЛАМА
  • Идеи декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума».Чацкий и декабристы.

    «Горе от ума» — социально- политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. Комедия Грибоедова показала …
  • Сочинение по тексту М.Л.Ростроповича («Я весь в долгах…»)

    Может ли человек руководствоваться в жизни только личными интересами? Что включает в себя понятие долг перед Отечеством? Эти вопросы возникают при чтении текста Мстислава Леопольдовича Ростроповича, который поднимает проблему осознания долга перед Отечеством. РЕКЛАМА