Авторские сочинения. Русский язык и литература

Параллельные конструкции

В русском языке существует такое понятие, как параллельные синтаксические конструкции. К примеру, значение у них одинаковое (определительное, обстоятельственное и т.д.), а функция и структура разные(они могут быть просто членом предложения, придаточным предложением или простым или сложным предложением).

Например:
1.Ученик написал сочинение и сдал тетрадь на проверку учителю.
2.Ученик, написав сочинение, сдал тетрадь на проверку учителю.
3.Ученик, написавший сочинение, сдал тетрадь на проверку учителю.
4.Ученик закончил писать сочинение и поспешил сдать тетрадь на проверку учителю.
5.Когда ученик закончил писать сочинение, он смог сдать тетрадь на проверку учителю.
6.По окончании работы над сочинением ученик сдал его на проверку учителю.
7.Проверка учителем сочинения стала возможной по окончании работы над ним учеником.


Как видно из этих примеров, существование параллельных синтаксических конструкций в основном связано с разнообразием способов выражения действия в русском языке. И чаще всего оно обозначается спрягаемой формой глагола (1-й пример), но может быть выражено деепричастием (2-й пример), причастием (3-й пример), инфинитивом(4-й пример), придаточная часть сложного предложения может заменить глагольное сказуемое (5-й пример). Здесь важно следующее: подобные замены приводят не только к появлению новых оттенков значения, но и к изменению стилистической окраски высказывания. Так, спрягаемые формы глагола не имеют функционально-стилевой закрепленности, причастия и деепричастия являются книжными формами, а отглагольные существительные, как и пассивная конструкция, придают речи канцелярскую окраску.

Надо сказать, что при этом значение имеет и эстетическая сторона речи: ее не украшают отглагольные существительные, в особенности те, которые возникли в результате «расщепления» сказуемого (6-й пример), они придают высказыванию тяжеловесность.

Выбирая ту или иную конструкцию, мы, конечно, исходим из ее конкретного значения, стилистической окраски и особенностей текста. Можно подчеркнуть главное действие. Так, в 1 и 5-м примерах подчеркнуто главное действие (написал), сообщение о нем в придаточной части предложения (в 5-й конструкции) способствует актуализации этой глагольной формы, которая при этом обретает большую самостоятельность.

Преобразование конструкций приводит к утрате глагольности, и действие отодвигается на второй план. Причастие и деепричастие еще более или менее удерживают глагольные признаки (значение вида придает высказыванию большую определенность, значение времени, свойственное только причастиям, также важно для характеристики действия). Но если деепричастный оборот («второе сказуемое») акцентирует внимание на дополнительном действии, то причастный оборот, выступающий как распространенное определение, усиливает, выделяет субъект действия . Инфинитив, не обладающий важными глагольными признаками, только называет действие, но не может дать полное о нем представление. И, наконец, отглагольное существительное нейтрализует представление о действии как о динамическом процессе, указывая лишь на сам факт его совершения.

Таким образом, несмотря на богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке, их параллелизм — весьма условное понятие. Параллельные синтаксические конструкции должны употребляться с учетом их семантических и стилистических особенностей, ролью в общей структуре текста, и было бы заблуждением считать их равноценными и взаимозаменяемыми.

Остановлюсь на некоторых параллельных конструкциях: причастные обороты и придаточные определительные.

Учитель прочитал сочинение, написанное учеником.
Учитель прочитал сочинение, которое написал ученик.

В чем преимущество первой конструкции? Понятно, что в ее лаконизме, вторая же акцентирует внимание на действии, указанном в придаточной части сложного предложения; первая тяготеет к книжным стилям, вторая стилистически нейтральна. Из этого, однако, не следует, что для письменной речи всегда предпочтительнее причастный оборот. Он уступает в выразительности придаточной части, если по условиям контекста необходимо подчеркнуть значение действия.:

Поэтому заменяя причастным оборотом придаточную определительную часть сложноподчиненного предложения, не следует забывать, что это ведет к ослаблению глагольности и, следовательно, к умалению самостоятельного значения развернутого определения.

Деепричастные обороты имеют параллельные синтаксические конструкции среди придаточных частей сложноподчиненного предложения и членов простого предложения. Проиллюстрирую это примерами:

Беседуя с учителем, ученик понял, что был неправ.- Когда ученик беседовал с учителем, он понял, что был неправ.

Писатель говорил о достоинствах своего рассказа, нисколько не смущаясь. — Писатель говорил о достоинствах своего рассказа и нисколько не смущался.

Конструкции близки по значению, но не тождественны, каждая имеет свои грамматические особенности, семантические оттенки. Так, в придаточных частях сложноподчиненных предложений сказуемое подчеркивает действие, усиливает значение его субъекта, союзы уточняют характер связи. Придаточные предложения в сравнении с деепричастными оборотами кажутся значительнее, последние же формулируют мысль более экономно, но придают речи книжную окраску.
А еще при неумелом употреблении деепричастных оборотов возникает большое количество ошибок.(Классический пример: Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.)

Сравните тексты.

1.В лесу, начинавшемся сразу за озером, господствовала осень. Полыхали пожаром осинки, разбежавшиеся по опушке, пламенели собравшиеся в стайку клены, качали прощально тонкими ветвями, усыпанными мелкими монетками, березки, сбрасывали пожелтевшие листья тополя, возвышавшиеся над всем этим великолепием.

2.В лесу, который начинался сразу за озером, господствовала осень. Осинки, разбежавшись по опушке, полыхали пожаром, пламенели клены, что собрались в стайку, березки прощально качали ветвями, которые были усыпаны мелкими монетками, и тополя, возвышаясь над всем этим великолепием, сбрасывали желтые листья.

3.Лес начинался сразу за озером, и в нем господствовала осень. Полыхавшие пожаром осинки разбежались по опушке; молча стояли, собравшись в стайку, пламенеющие клены; березки рассыпали вокруг мелкие монетки, прощально качая ветвями; и, возвышаясь над всем этим великолепием, тополя сбрасывали пожелтевшие листья.
Не буду объяснять преимущества той или иной конструкции – они очевидны.

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
Популярные записи
  • Сочинение по тексту В.Б.Ч... Музыка всегда играла и играет важную роль в жизни людей... 40.7k просмотр | 0 комментариев | опубликовано 20 мая, 2019
  • Сочинение по тексту М.Л... Может ли человек руководствоваться в жизни только личны... 34.4k просмотров | 0 комментариев | опубликовано 20 мая, 2019
  • Сочинение по тексту Б.Д.С... Война… Во все времена она приносила  и приносит человеч... 34.2k просмотра | 0 комментариев | опубликовано 21 мая, 2019
  • Сочинение по тексту В.С.Р... Во все времена существовали два мира: мир взрослых и ми... 29.5k просмотров | 0 комментариев | опубликовано 20 мая, 2019
  • Сочинение по тексту А.Гри... В чем заключается настоящее счастье? Есть ли оно на сам... 24.5k просмотров | 0 комментариев | опубликовано 7 апреля, 2020
Последние записи
  • Сочинение по тексту Астафьева «Льняное поле в цвету»(вариант №19, Сенина Н.А.)

    Вариант №19 Есть книги, которые помогают нам постичь себя в полном смысле этого слова, а также научиться глубже понимать окружающий нас мир. Есть писатели, творчество которых делает нас богаче духовно, чище, заставляет нас совсем другими глазами взглянуть на природу, людей. К таким писателям относится и В.П.Астафьев. В тексте поставлена актуальная …
  • Сочинение по тексту М.Лобанова (Сенина Н.А. вариант №10)

    «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком», — это высказывание принадлежит Шопенгауэру. Вообще, существует немало афоризмов о взаимоотношениях человека и собаки. Это свидетельствует о том, что многие люди не раз задумывались над этим …
  • По тексту А. Лиханова(вариант №6, Цыбулько И.П,2013)

    Любовь – это очень трудная работа души. Наверное, нет в мире ничего мудрее и сложнее. И учить этой работе надо не теоретически, а с самого первого дня жизни, потому что в современном мире не хватает именно любви, простого человеческого тепла. Когда маленький человек только начинает самостоятельно постигать мир, он должен …