Авторские сочинения. Русский язык и литература

Изображение Руси в «Слове о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов, просто любителей древности. Оно как магнитом притягивает к себе взоры многих и многих людей, даже целых поколений. Это произведение волнует загадочной историей своего открытия и опубликования, волнует проблемой подлинности, которая так и не решена до конца.

Найденная Мусиным-Пушкиным рукопись в списках 14 века была преподнесена Екатерине II, но во время пожара в Москве сгорела. До нас дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушкиным, сделанный в XYIII веке.

О чем же рассказывается в этой поистине бессмертной книге. Сюжет ее тоже загадочен. В центре внимания автора не победа, а поражение. Поражение заштатного князя НовгородСеверской земли Игоря в 1185 году.

В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли.

Однако князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя. Повидимому, Игорь тяжело переживал эту неудачу; ему

не удалось доказать преданность союзу русских князей против половцев со своими союзниками без сговора с киевским князем Святославом. Его планы простирались очень далеко: он надеялся, видимо, отвоевать у половцев утраченную Тьмутаракань.

Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы. Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение.

Вслед за победой над Игорем половцы, собрав весь свой народ, ринулись разорять Русскую землю. Князья были заняты раздорами, а «поганые» рыскали по Русской земле.

Тяжесть неудачи Игоря была тем сильнее для Русской земли, что эта неудача подорвала значение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей во главе со Святославом Киевским.

«Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Оно было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. На примере

поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси. Автор «Cлова» смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собой всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая об их долге перед Родиной. Он зовет их защищать Русскую землю. И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Cлове» нет и тени уныния. Вся поэма как бы обращена к будущему.

Таким образом, «Слово о полку Игореве» это призыв к единению. Каким же представлялось автору «Cлова» то единство Руси, к которому он звал своих читателей? Само собой разумеется, что нельзя было просто уговорить русских князей перестать враждовать между собою. Нужна была такая сильная центральная власть, которая могла бы скрепить единство Руси, сделать Русь мощным государством. Автор «Cлова» сторонник сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве. Киевский князь Святослав рисуется ему как сильный и грозный властитель. В «Cлове» мы видим образ князя, воплощающего собой идею сильной княжеской власти, с помощью которой должно было осуществляться единство Русской земли.

Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем «Cлова» является не какой-либо из князей, а русский народ. Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли центральный в «Cлове».

Автор «Слова о полку Игореве» рисует обширные пространства. Он ощущает родину как единое огромное целое. Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донецк, а из городов Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород и многие другие вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.

Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, как бы противопоставлен образу пустынной половец кой степи «стране незнаемой», ее холмам, болотам, «грязевым местам».

Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Cлово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком с высоты птичьего полета, объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
Test_Billboard GAM 22913292443
Популярные сочинения
Последние записи
  • Учусь

    Умела обходиться без друзей — Писать, свивая в жгут тугие строчки, Как чай вприкуску, просто, без затей Однажды расставлять, где надо, точки. Училась обходиться без врагов. Увы, от них избавиться непросто: Без них я — как река без берегов, Как в море одинокий голый остров. Учусь терять и друга, и …
  • Сочинение по тексту Л.Амфилохиевой (вариант №16, Сенина Н.А.)

    С тех пор как существует искусство, писатели, художники, музыканты, другие представители искусства задумывались о назначении своего творчества. Особенно ярко это отражено в картинах Рембрандта, Веласкеса, Остаде, Гойи, на которых показан художник за работой, то есть изображён непосредственно сам процесс художественного творчества. Эта тема отражена в творчестве Пушкина и Лермонтова, Тютчева …
  • Сочинение по тексту С.Львова (вариант №29, Сенина Н.А.,2013)

    Русская пословица гласит: «По одежке встречают, а по уму провожают». Народная мудрость, вложенная в эту фразу, подсказывает нам, что не всегда надо доверяться первому впечатлению, иногда истинное лицо человека проявляется позднее, в ходе общения с ним или в его делах и поступках. Проблему соотношения истинной сущности человека и внешнего впечатления, …