Авторские сочинения. Русский язык и литература

Падеж дополнения (окончание темы)

Хочу обратить ваше внимание на этот вопрос потому, что слишком часто встречаются подобные ошибки..Чуточку терпения — всего один маленький вопросик!
(Для тех, кто не помнит, что такое переходность глаголов: переходные глаголы имеют или могут иметь при себе дополнение, выраженное винительным падежом без предлога или родительным падежом : выпить(что?) чай; выпить(чего?) молока)

При переходных глаголах с отрицанием в одних случаях преобладает употребление родительного падежа дополнения, в других – употребление винительного падежа, в третьих – наблюдается факультативное их использование.

Итак, родительный падеж обычно употребляется:
1)если в предложении есть частица ни или местоимение либо наречие, в составе которых имеется указанная частица, например: Да мы не имеем ни малейшего понятия о том, что делается с этими несчастными… (Л. Толстой); Никогда ещё он не ощущал так горестно своей беззащитности, бессилия своего (Горький); До вас никто ещё этого браслета не надевал (Куприн);

2) при разделительно-количественном значении дополнения; например: …Не дать ли воды?; Я вам хлеба не достану… Молока не выпьете на дорогу?; За обедом оказалось, что он не пьёт вина и не ест мяса (все примеры из Горького); Не купил к чаю баранок (Федин);

3) при глаголах восприятия, мысли, желания, ожидания (видеть, слышать, понимать, думать, знать, хотеть, желать, ожидать и т. п.), например: Печали в её словах Самгин не слышал (Горький); Он… деревни не знал (Чехов); Стёпка проглотил… конфеты и даже не заметил их вкуса (В. Гроссман);

4) при глаголах иметь, получать, доставать и т. п., которые в сочетании с частицей не приобретают значение полного отрицания, например: не имеет комнаты, не получил приказа, не достал билета, не приобрёл нужных вещей. Ср.: Он… не имеет личных целей; Этот кинофильм не имел успеха; Я не получал подарка;

5) при выражении дополнения отвлеченным существительным: не даёт оснований, не обнаруживает понимания, не теряет надежды, не скрывает радости, не осуществляет контроля, не упускает случая, не делает уступок. Например: Здесь шума не любят (Горький); Веселья я не ищу (В. Кетлинская); Утро не принесло ясности (Леонов). Ср. употребление в этих случаях местоимений это и то с их отвлеченным значением: И кто не понимает этого, тот не понимает Францию (Горький); Не буди того, что отмечталось, не волнуй того, что не сбылось… (Есенин); Этого даже сделать не можете? (Куприн);

6) в устойчивых сочетаниях, пословицах, поговорках, чаще при выражении дополнения отвлеченным существительным, например: не испытывает желания, не питает надежды, не находит поддержки, не делает секрета, не даёт ходу, души не чает, не принимает участия.

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
Test_Billboard GAM 22913292443
Популярные сочинения
Последние записи
  • Сочинение по тексту И.Друцэ (вариант №20, Сенина Н.А.,2013)

    Словосочетание «классическая музыка» разные люди понимают по-разному. Для кого-то это легкие мелодии Моцарта или оратории Баха, для других – вальсы Штрауса или зажигательные польки Шопена. Классическая музыка, разнообразная по жанрам, всегда глубока, эмоциональна и индивидуальна. В тексте И.Друцэ поднята проблема воздействии классической музыки на человека. РЕКЛАМА
  • День как всегда

    День как всегда хмурый, Бывший в употребленье. Хочется быть дурой, Жить себе без сомненья. Есть по утрам кашу С чашкой спитого чая, Сидеть у окна, краше Себя никого не зная. Потом смотреть сериалы С любимым красавцем-героем, Еще вытирать бокалы И ставить на полках строем. В субботу разгуливать в парке, По-англицки …
  • О глаголах в русском языке

    По мнению лингвистов, глаголы в русском языке являются самой сложной и одновременно самой емкой и выразительной частью речи. С помощью глаголов можно описывать жизнь, окружающую действительность в движении. Если глаголы подобраны правильно, то текст оживает. Эта истина известна с древности. Как используется это свойство глаголов в нашем языке? Очень просто. …