Авторские сочинения. Русский язык и литература

Падеж дополнения (окончание темы)

Хочу обратить ваше внимание на этот вопрос потому, что слишком часто встречаются подобные ошибки..Чуточку терпения — всего один маленький вопросик!
(Для тех, кто не помнит, что такое переходность глаголов: переходные глаголы имеют или могут иметь при себе дополнение, выраженное винительным падежом без предлога или родительным падежом : выпить(что?) чай; выпить(чего?) молока)

При переходных глаголах с отрицанием в одних случаях преобладает употребление родительного падежа дополнения, в других – употребление винительного падежа, в третьих – наблюдается факультативное их использование.

Итак, родительный падеж обычно употребляется:
1)если в предложении есть частица ни или местоимение либо наречие, в составе которых имеется указанная частица, например: Да мы не имеем ни малейшего понятия о том, что делается с этими несчастными… (Л. Толстой); Никогда ещё он не ощущал так горестно своей беззащитности, бессилия своего (Горький); До вас никто ещё этого браслета не надевал (Куприн);

2) при разделительно-количественном значении дополнения; например: …Не дать ли воды?; Я вам хлеба не достану… Молока не выпьете на дорогу?; За обедом оказалось, что он не пьёт вина и не ест мяса (все примеры из Горького); Не купил к чаю баранок (Федин);

3) при глаголах восприятия, мысли, желания, ожидания (видеть, слышать, понимать, думать, знать, хотеть, желать, ожидать и т. п.), например: Печали в её словах Самгин не слышал (Горький); Он… деревни не знал (Чехов); Стёпка проглотил… конфеты и даже не заметил их вкуса (В. Гроссман);

4) при глаголах иметь, получать, доставать и т. п., которые в сочетании с частицей не приобретают значение полного отрицания, например: не имеет комнаты, не получил приказа, не достал билета, не приобрёл нужных вещей. Ср.: Он… не имеет личных целей; Этот кинофильм не имел успеха; Я не получал подарка;

5) при выражении дополнения отвлеченным существительным: не даёт оснований, не обнаруживает понимания, не теряет надежды, не скрывает радости, не осуществляет контроля, не упускает случая, не делает уступок. Например: Здесь шума не любят (Горький); Веселья я не ищу (В. Кетлинская); Утро не принесло ясности (Леонов). Ср. употребление в этих случаях местоимений это и то с их отвлеченным значением: И кто не понимает этого, тот не понимает Францию (Горький); Не буди того, что отмечталось, не волнуй того, что не сбылось… (Есенин); Этого даже сделать не можете? (Куприн);

6) в устойчивых сочетаниях, пословицах, поговорках, чаще при выражении дополнения отвлеченным существительным, например: не испытывает желания, не питает надежды, не находит поддержки, не делает секрета, не даёт ходу, души не чает, не принимает участия.

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
Test_Billboard GAM 22913292443
Популярные сочинения
Последние записи
  • Особенности прозы А.Платонова

    Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории «зарю прогресса человечества». Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей «экономить свою природу», «выключать сознание», переходить «изнутри вовне», не оставляя в душе ни единого «личного чувства», «терять ощущение …
  • Взялся за гуж — не говори, что не дюж

    В русском языке есть очень интересный раздел – фразеология. Само слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «фразис» — «выражение» и «логос» — «учение». Фразеологизмы создают в языке как бы особый ярус. Еще Ломоносов предлагал включить их в словари. В них – история, обычаи, дух народа. Сейчас полно таких словарей …
  • Сочинение по тексту А.Грина («Когда Скоков пришел к полному…»)

    В чем заключается настоящее счастье? Есть ли оно на самом деле? Такими проблемными вопросами задается А.С. Грин. Раскрывая данную проблему, автор повествует о жизни человека, который считал себя неспособным добиться высот. Мужчина прожил десять лет в нищете и голоде, для того, чтобы в один прекрасный день на сэкономленные деньги почувствовать …