О точности и выразительности речи.
Несмотря на то, что лето, у многих отпуск или каникулы, кто-то, страдая от жары, прячется дома, кто-то у моря или на даче, иногда полезно чему-нибудь поучиться.И совсем не так уж плохо поучиться русскому языку.
Лаконичность и ясность речи ценились с глубокой древности. Не зря же спартанцы, жители области Лаконика, отличались не только суровостью нрава, но и точностью и краткостью речи.(Помните:»Со щитом или на щите!»)
У нас в языке полно пословиц и поговорок, высмеивающих излишнюю болтливость:
«Язык без костей», «Много знай, да мало бай», «Звону много, да толку мало»…
Ну, а афоризмы Чехова о «сестре таланта» и Некрасова о том, чтоб «словам было тесно, а мыслям просторно», известны всем.
Так что одна из главных задач — избегать многословия. Это очень нелегко — точно выражать мысли.Потому часто можно встретить выражения типа «объединились воедино», «жители живут», «например, приведу пример», «в деле служения своему делу», «заранее предчувствует», «возвратиться обратно» и т.д. Такие ошибки называются ПЛЕОНАЗМ.
Вы не замечали за собой плеоназмов?Вот типичные ошибки:
простаивает без дела
памятные сувениры
биография жизни
народный фольклор
в мае месяце
своя автобиография
неиспользованные резервы и т.д.
Правда, в некоторых случаях говорят о ТАВТОЛОГИИ, которую можно использовать как средство выразительности речи, что и делают некоторые писатели и поэты.Помните:»Я знаю, что ты знаешь, что я знаю!»
Не менее важная задача — не допускать и речевой недостаточности.Пропуск слова иногда приводит к абсурдности высказывания и может стать причиной АЛОГИЗМА — сопоставления несопоставимых понятий.
«Язык героев Некрасова резко отличается от героев других писателей».(от языка героев)
Иногда в результате пропуска слова происходит подмена понятия. «В кабинете литературы висят великие писатели».»На выставке среди экспонатов был и художник из Москвы.
Однако в русском языке есть средство выразительности, связанное с пропуском слов — ЭЛЛИПСИС. В этом случае некоторые слова опускаются специально, для особой выразительности, и нет необходимости их восстанавливать, потому что они утяжеляют предложение….
Ну и в завершение урока, как настоящим ученикам, предлагаю задание.Проверьте себя.
1.Вы видите лишние слова в этих предложениях?
Собака очень сильно привязалась к своему хозяину. Караван двигался по песчаным барханам к оазису.
Мы вновь возобновили с ним переписку. Я не успел закончить до конца эту работу.
Моя автобиография уместилась на страничке тетради. Она сидела, облокотившись локтями на стол. Мы заранее предвидели все трудности похода
2.Замените понятия одним словом:
1. Идти, делая частые, мелкие шаги. 2. Тащить, тянуть что-либо, не отрывая от земли.
3. Говорить тихо, неразборчиво. 4. Пронзительно, резко кричать. 5. Сердито бормотать, выражая неудовольствие. 6. Находиться в состоянии полусна. 7. Делать что-либо беспорядочно, торопливо.
- Сочинение по тексту Б.Д.Суриса (« - Семнадцать, восемнадцать, девятнадцать… Двадцать семь…»)
- Что есть красота?(по тексту Л.Петрановской, вариант №4)
- Сочинение по тексту М.Шагинян(вариант №12, Н.А Сенина)
- По тексту В.Астафьева(вариант №4, Сенина Н.А.2013)
- Сочинение по тексту А.Н.Островского («Сокровища, дарованные нам Пушкиным…»)
- Сочинение по тексту С.Турсуна (Сенина Н.А. вариант №6)
- Сочинение по тексту Е.Л.Вартановой «Все мы носим в себе частичку человека медийного…»
- "Земли родной минувшая судьба". Исторические произведения А. С. Пушкина
- Сочинение по тексту М.Лобанова (Сенина Н.А. вариант №10)
- Сочинение по рассказу А.Чехова "Слезы крокодила"