Жили-были местоименя
И опять — о русском языке.В нем есть совершенно особая часть речи, которая употребляется чаще всего в разговорном стиле. Известно утверждение ученых о местоименности разговорного языка, потому что он не требует точности, как письменный.
Почему же мы обращаемся так часто к местоимениям, когда говорим или пишем? – об этом и хочу немного поразмышлять.
Во-первых, местоимение можно всегда сопроводить в разговоре жестом, и это сокращает количество употребляемых слов.То есть — для краткости.
Во-вторых, в отличие от письменной, в устной речи не так важен порядок слов, потому что интонация всегда помогает понять то или иное высказывание. И ударение делается именно на местоимение.
А она что? Нас видела? Он как? Вернулся уже? Ты позови ее, эту самую…Иванову.
В-третьих, местоимения в устной речи употребляются в незавершенных фразах.
Он, я смотрю…того! А вы это…уверены?
В таких высказываниях с местоимениями содержится намек на продолжение, и это продолжение надо домыслить.
Местоимения очень избирательно употребляют в различных стилях речи. Одни – в официально-деловом и научном: таков, таковой, какой, иной, некто, нечто, некий; другие — в разговорном: этакий, всяческий, такой-сякой, кое-кто, кое-что, кое-какой, сколько-нибудь и др. Вместо слов этот, такой, некоторый в книжных стилях чаще используются прилагательные и причастия данный, указанный, вышеуказанный, вышепоименованный, следующий, нижеследующий, определенный, известный.
Также в произведениях книжных стилей употребительны кто-либо, что-либо, какой-либо, некоторый, а в разговорной речи чаще используются близкие к ним по значению кто-то, что-то, какой-то, какой-нибудь. Вопросительные местоимения кто, что, какой, чей, сколько чаще употребляются в разговорной речи в вопросительных предложениях.
Поскольку для книжной речи характерны сложные синтаксические конструкции, то в них чаще используются относительные местоимения.
. В художественной речи они господствуют: используются в 7 раз чаще, чем в официально-деловых бумагах, и в 3,5 раза чаще, чем в научной литературе.
Интересно, что в живой речи одни местоимения заменяются другими: вместо ЧТО – КОГО, ЧЕГО – вместо ПОЧЕМУ.
Особый интерес вызывают устаревшие местоимения. Их употребление всегда должно быть мотивировано, нельзя употреблять их без нужды, это все же есть стилистическое средство, а мы не Пушкины, это только ему разрешалось всё.
Некоторые писатели употребляли такие местоимения с целью пародии: ОНЫЙ, СЕЙ, КОЙ…
Теперь эти местоимения употребляют только как средство стилизации речи.
Далее – о художественной речи. Для чего писатель употребляет местоимения? Чтобы избежать повторений, чтобы усилить экспрессию.
Вот выразительные возможности некоторых местоимений.
Конечно, на первом месте стоят личные, затем притяжательные. Их употребляют с целью субъективизации текста, так как повествование от первого лица создает впечатление достоверности событий, приближает их к читателю. Употребленные в прямой речи местоимения создают «эффект присутствия».
А что уж говорить о поэтической речи!
Личные местоимения незаменимы в текстах, где в центре внимания оказывается сам автор или его лирический герой. Примеров полно:
Я знаю, век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.(Пушкин)
О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно — я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!..
Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!(Блок)
Блок вообще в этом плане был оригинален: 92 стихотворения начинаются местоимением я, 49-местоимением ты. Местоимения он, она, они открывают 22 стихотворения, вы — только 2. Второе место у него занимают притяжательные местоимения: мой начинает 14 стихотворений, твой — 9.
Почему поэты употребляют их так часто? Наверное, потому, что лирика – это очень личные переживания…
Да, чуть не забыла!Считается, если человек в разговорной речи часто употребляет личное местоимение Я или МОЙ, то это создает неблагоприятное впечатление, говорит о нескромности. То же самое и в письменной речи.
И еще. С местоимениями следует обращаться осторожно, чтобы не создать двусмысленности. К примеру: «Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась».
В тесте ЕГЭ есть специальные задания, требующие «видения» таких ошибок, например:
Выросло целое поколение, для которых война-история.( …поколение, для которого война-история.)
Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем им поднять культуру земледелия.( Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем колхозникам «Восхода» поднять культуру земледелия.)
Когда в институт приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки (его подготовки).
Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями (его медалями).
И так далее… Употребление местоимений в тексте иногда создает речевую избыточность: Перед своей смертью преступник покаялся (уточнение своей излишне).
Вот так небольшая группа слов, выступающих в русском языке в роли местоимений, иногда становится причиной досадных речевых ошибок, требующих пристального внимания автора и редактора.
- Сочинение по тексту Б.Д.Суриса (« - Семнадцать, восемнадцать, девятнадцать… Двадцать семь…»)
- Что есть красота?(по тексту Л.Петрановской, вариант №4)
- Сочинение по тексту М.Шагинян(вариант №12, Н.А Сенина)
- По тексту В.Астафьева(вариант №4, Сенина Н.А.2013)
- Сочинение по тексту А.Н.Островского («Сокровища, дарованные нам Пушкиным…»)
- Сочинение по тексту С.Турсуна (Сенина Н.А. вариант №6)
- Сочинение по тексту Е.Л.Вартановой «Все мы носим в себе частичку человека медийного…»
- "Земли родной минувшая судьба". Исторические произведения А. С. Пушкина
- Сочинение по тексту М.Лобанова (Сенина Н.А. вариант №10)
- Сочинение по рассказу А.Чехова "Слезы крокодила"